Россияне лечатся устаревшими таблетками

В России доля инновационных лекарственных средств составляет всего лишь 12%, тогда как в странах Западной Европы и США этот показатель во много раз выше.

Получается, что россияне не имеют возможности пользоваться последними мировыми научными разработками фармацевтов — пишет РБК daily. По мнению экспертов, исправить ситуацию способны только время и развитие законодательной системы страны.

Инновационные препараты — лекарства, недавно появившиеся на рынке, на которые действует патент изобретателя. Как отмечают эксперты, при этом ассортимент инновационных препаратов в России практически не пересекается с перечнем препаратов, предлагаемых в качестве новинок в развитых странах.

По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», объем российского рынка лекарственных препаратов за первый-третий кварталы 2005 г. составил 5,5 миллиардов долларов. Так как на четвертый квартал обычно приходится около 30% годового объема, то по итогам 2005 г. рынок может достигнуть более 6 миллиардов долларов и при таких темпах роста уже в 2006 г. превысить 9 миллиардов. Тогда Россия войдет в десятку крупнейших рынков по этой отрасли. Пока же Россия лидирует в Европе лишь по количеству потребления таблеток на душу населения, однако в основном это дешевые препараты, типа аспирина и активированного угля.

Эксперты называют причиной засилья в России устаревших препаратов несовершенство нашего законодательства. В нашей стране затруднен вход на рынок новым брендам, так как регистрация новых патентов занимает до нескольких лет.

По словам председателя совета директоров «Фармэксперта» Юрия Крестинского, невысокая доля инновационных препаратов в России объясняется неразвитостью системы медицинского страхования. «Сейчас в России прядка 20% объема потребления лекарств субсидируется государством или страховыми компаниями, тогда как, например, в США этот показатель стремится к 90%», — поясняет в беседе с RBC daily г-н Крестинский. По его мнению, через 5-7 лет, когда в России доля страхового покрытия стоимости лекарств достигнет 50% (а в более отдаленной перспективе — трех четвертей объема), количество инновационных продуктов значительно вырастет.

Между тем, еще летом российские СМИ сообщали о том, что многие иностранные фармацевтические компании, имеющие в России представительство, рассматривают возможность открыть здесь собственное производство. Не исключено, что такой шаг повлияет и на цену препаратов, и на их качество.